передача “Мамин Клуб”, март 2012

Интервью на портале “Мамин клуб”

Сказка – это тот мир, где я живу с самого своего детства. Помню, как в возрасте пяти-шести лет могла надеть на голову подставку для цветов, напоминавшую аллюминевую корону, намазать маминой помадой по кружочку на каждой щеке и выйти во двор гулять. А все потому, что я — принцесса. Был у меня и собственный Карлсон: мальчик Эрик, прилетевший с другой планеты. Он, конечно же, оставался невидимым, чтобы не смущать родителей своим присутствием. Но готов был прийти на помощь и сподвигнуть меня на такие шалости, на которых у самой меня смелости не хватало. Внимания от занятых друг другом родителей было мало, а воображаемый друг, вполне скрашивал мое детское одиночество.

немного о сказкотерапии для программы в передаче за 23.03.2012

С наступлением подросткового возраста пришло увлечение фэнтази и фантастикой. Тоже сказка, но для деток по-старше. Тут тебе и взрослые переживания, и большая любовь и борьба с мировым злом не на жизнь, а на смерть. Но решения бед все те же инфантильные: помощь магов, удивительных артефактов и необычайных способностей. Жить в сказке помогали ролевые игры и первые пробы пера. Сидя в эльфийском облачении в живописном лесу, как не начать писать свою сказку?

 

Тренировать свои литературные способности было решено в журналистике. Давно известно, что это литература на бегу. Вроде как шлифуешь стиль и учишься складывать слова друг с другом, а тебе корректор ошибки правит, редактор советы дает, а в конце месяца бухгалтер еще и денег за старание выплачивает. Вот так школа для будущего писателя! Не даром большинство маститых авторов начинали свой путь на страницах газет и журналов.

 

Шло время. Работы становилось все больше, времени – меньше. За взрослыми планами о доме и саде, детях и блестящем образовании, машине и путешествиях, детская мечта писать книги со сказками окончательно отодвинулась в глубины предсознательного и стала покрываться пылью. Бывает говоришь с каким-то необычным человеком, а он тебя спрашивает: «Вот будь у тебя миллион, ты бы что делала?» И вдруг откуда-то всплывал неожиданный для себя ответ: «Писала бы сказки». Но воз, как говориться, был и ныне там. Дни складывались в недели, недели – в года, а миллиона на горизонте все не предвиделось.

 

И тут, как в сказке, не было бы счастья, да несчастье помогло. Подросший ребенок стал проходить через критические сстадии своего развития – социализация в чужой языковой среде, детский сад, становление собственного я, да еще и младший брат подоспел. А с ним выросли и типично детские страхи: «А вдруг меня больше не любят?» И начались драки, конфликты, истерики, крики, даже заиканию место нашлось. Что с этим со всем делать? На семейном совете решено было оставить трудоголизм и пойти и выучится на специалиста по детской душе. За что огромное спасибо моему мужу. И так уж случилось, что одним из излюбленных терапевтических методов детских психологов является сказкотерапия. Тут и всплыла наружу детская мечта о сказке. Причем не просто о сказке, а о сказке полезной, доброй, делающей мир вокруг лучше. Первая аудитория – это, конечно же, собственные дети. Каких только сказок не было: и волшебные, и поучительные, и устрашающие. А уж сколько литературы прочитанно на эту тему – не счесть. И вот, наконец, из всего этого собраннного багажа слов стали вырисовыватьс принципы действия сказки на психику. Как увлечь малыша? Как сделать так, чтобы сказка не осталась просто набором букв? Есть рецепт! А вместе с этим рецептом появились и первые результаты – прошло заикание и в садике стали удивляться: «Удивительное дело, а малыш ведь просто золото, добрый, отзывчивый, смелый, и как вам это удалось?» Сказки! Хотя не только они, конечно, но все же…

 

У сказки есть несколько преимуществ перед дериктивными методами воспитания (иди туда – делай вот так). Во-первых, читая, мы находимся в близком физическом контакте с ребенком: держим его на руках, лежим рядом в кровати. Вы даже не представляете, насколько важным бывает эти 15-20 минут ежедневного контакта для малыша. Ведь иногда родители сознательно ограничивают свои порывы к близости. «Он ведь мальчиком должен вырасти!» – объяснила свою эмоциональную холодность одна мама, обратившаяся за помощью. Сын, к слову, мужиком никак становиться не хочет. В школе сидит тише травы, ниже воды, будучи успешным спортменом, на соревнованиях участвовать отказывается, да и лидерские качества на нуле. А что делать?

 

Второй позитивный момент сказки – это элемент психодраммы. Когда ты на время чтения можешь быть не просто Анечкой, а скажем принцессой Анной, которая, к слову, тоже боялась темноты. Сказка заканчивается, но ты все еще немного принцесса, которая темноты уже не боится. Сказка обучает, позволяет без страха поговорить о наболевшем, учит концентрации внимания, усидчивости, навыкам перессказа, пополняет словарный запас, развивает образное мышление и чувство прекрасного. Наконец, банально: учит читать и прививает любовь к литературе.

 

Самый простой способ мягко воспитывать в ребенке все самое лучшее – это рассказывать ему сказки. Ни один человек, будь он маленький или большой не любит нравоучений. Если весь вечер ругать малыша за нерасторопность, неряшливость, агрессию в адрес младших сестер и братьев, то к концу вечера вы получите насупившегося революционера, который из обиды только готов делать все назло и изматывать непослушанием и нытьем своих родителей. Не проще ли сочинить вместе историю о малыше, который тоже вел себя не очень-то здорово, но попал в волшебное приключение и стал совершенно другим человеком?

 

Собственно говоря, чем глубже я погружаюсь в науку, тем больше понимаю, что интуитивно выбранный мною жанр является еще и уникальным инструментом для врачевания человеческих душ. Одной из последних, больших моих работ стало издание сказок для детей, больных целиакией. Сейчас к  выпуску готовиться сразу две книги: маленький литературный опус о крошечном Пыхе и «воспитательные сказки» для родителей. Последние, планируется еще и озвучить и адаптировать для чтения на планшетных компьютерах и смарт-фонах. Основным отличием этих сказок от обыкновенных станет четкая ориентация на проблемы. Ну, например, «кусачая сказка», «сказка – неряшка», «грубая сказка», «сказка – плакса» и так далее. Читаешь ее вечер за вечером и видешь, как твое дите меняется на глазах. Ну и, наконец, очень важная задумка – это подготовка обучающего семинара для родителей, который бы мог научить их самих сочинять терапевтические сказки для своих детей. Ведь никто не знает своего ребенка лучше родной мамы. И уж такая сказка, рассказанная и сочиненная по всем правилам, точно прольется бальзамом на его душу и оставит там свой след навсегда.

Leave a Reply

Your email address will not be published.