Для того, чтобы научиться писать сказки, их нужно писать. А делать это проще всего, используя за основу свою собственную жизнь. Скажем создать “Сказ о богатыре русском Иване Смирнове” или удивительную историю “Маши Веревкиной в волшебной стране”. Главное, соблюсти предлагаемый порядок: “Герой выходит из дома и отправляется решать актуальную проблему, приобретая на пути недостающие навыки, знания, помощников и артефакты, побеждает злодея и воцаряется на троне”.
Если в какой-то момент вы чувствуете, что не можете найти слова для продолжения истории, обратитесь к элементам конструктора сказок, о котором я пишу на станицах проекта Letidor, заполнив его любыми образами, которые придут к вам в голову: герои фильмов, сказок, литературы и кино тоже подойдут. Ну а затем, с текстом на руках приступить к самодиагностике и коррекции судьбы путем создания равновесия с использованием сказочных метафор. О том, как это сделать, читайте далее….
Анализ получившейся сказки
Итак, вы сочинили свою волшебную сказку. Возможно, в ней присутствовали все элементы, предложенные в конструкторе, а может быть, выбрали всего несколько из них. В первом случае у вас получился сюжет в стиле современных кинофильмов, где все время что-то происходит, падает, взрывается, герой вынужден бежать, сражаться и выкручиваться, чтобы прийти к финишу. Во-втором – это более плавное повествование, в котором, как правило, присутствует много описательных деталей и диалогов.
Собственно, уже сама композиция многое говорит о характере сказочника. Каждый из нас вкладывает в свое сочинение частичку собственный души, и его темперамент так или иначе просвечивает между строк. Однако, если мы говорим об истории, которая может изменить вашу судьбу, то она должна стать не просто диагностической. Сказку придется уравновесить и привнести в нее определенные элементы. Для того, чтобы понять, как это сделать, мы должны разбить ее на части и посмотреть, что у нас вышло. А затем скорректировать повествование так, чтобы в нем присутствовали не имеющиеся элементы реальности с ее негативным сценариями, паттернами и установками, а те, о которых вы пока только мечтаете.
Главный герой
Первый и главный элемент анализа – это сам главный герой. Скажем, если начинающая сказочница говорит о принцессе-разбойнице, которая и коня на скаку остановит, и с принцем на руках из огнедышащей пасти дракона выйдет, значит, можно предположить, что всю свою активную жизнь она проводит в мужской роли. Говоря языком основателя индивидуальной психологии Альфреда Адлера, на лицо у нас «негативный жизненный сценарий». Автор такой сказки скорее всего имеет генерализованное представление о гендерных различиях: “мужчины-бездельники лежат на диване и только пиво пьют”, в то время как “женщины-волчицы разрываются на трех работах, да еще и по дому все сделать успевают”. Хотя всем нам ясно, что в мире есть полно других мужчин, и совершенно иных женщин.
Итак, если быть богатыршей – это не предел ваших мечтаний, а хотите вы жить в обычной патриархальной ячейке общества в стиле “замужем, как за каменной стеной”, то образ главной героини придется скорректировать. Все мы помним Василису-премудрую, Марью-искусницу и Шамаханскую царицу, которые запросто проходили через все испытания, используя такие женские инструменты, как мудрость, магию, соблазн и трудолюбие.
Но при этом, главное, не перегнуть палку. Если принцесса из сказки сидит плачет, вышивает на пяльцах и ждет, пока принц освободит ее от злодея, значит женская роль перестраивается на депресивно-мазохистический склад. Судьбу такого существа решают третьи лица, а это совсем не то, что нужно для счастливого финала.
Имеет значение и то, представляется ли главный персонаж яркой фигурой. Или это скорее история о Золушке и Иване-дураке? Подобная низкая стартовая позиция часто свидетельствует о заниженной самооценке или нахождении в кризисном этапе своей жизни. Даже если у вас сейчас не лучшие времена, уж в сказке-то вы себя можете сделать кем угодно. Пусть герой имеет общие с вами черты, но при этом будет чуть удачливее и веселее.
Еще один важный элемент повествования – семья. Присутствует ли она в первых строках? Ведь именно с нее, как правило, начинаются классические произведения: “Жили-были король и королева, и была у них дочка всем на загляденье” ну или “и было у них три сына”. Вы удивитесь, но если место семьи в вашей сказки было пустым, а сейчас вы возьмете и перепишите сказку с новым началом – отношения с реальными членами вышей семьи могут начать меняться совершенно удивительным способом.
Чем объяснить подобный эффект? С одной стороны, на это влияет эффект селективного внимания, с другой – элементы позитивного мышления, с третьей – появление рабочей метафоры во внутрепсихическом пространстве и теория ожиданий. Иными словами, с точки зрения психолога подобное изменение – не такая уж это и мистика. Но то, что коррекция своей жизненной истории может сработать – научно доказанный факт.
И вот, пусть эта прекрасная королевская чета с тяжким сердцем, но благими намерениями отправит вас в путь-дорогу, то ли от беды спасаться, то ли счастья искать. Так у нас появляется образ любящих родственников, которые, будто мирная гавань, готовы принять нас в свои объятия после долгих скитаний и бед. В конце концов, это же сказка! И вы, как главное действующее лицо, определенно заслуживаете в ней прекрасные отношения с близкими. Впрочем, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Переходим к следующему элементу.
Появление злодея
В каждой порядочной сказке рано или поздно должен появиться злодей. Лучше всего, если он появится рано. Ну, скажем, с самого начала можно проговорить, что кто-то вынашивал коварные планы в отношении главного героя. А то если негодяй будет неожиданно выскакивать словно черт из табакерки, то и победа над ним станет какой-то ненастоящей. Насладиться же ей сполна поможет настоящий “Злодей” с большой буквы. В победе над сильным противником мы получаем удовольствие, повышаем свою самооценку и приобретаем неоценимый опыт.
Кстати, интересно посмотреть и на то, каков злодей в вашей истории? Это женщина или мужчина? Как правило, мы наделяем коварными чертами того персонажа, с которым имеем больше всего проблем по жизни. Скажем, если для меня тревожащим образом является грозный начальник или отец, то и злодеем скорее всего будет Кощей Бессмертный или еще какая-то малоприятная мужская сущность. А вот ледяная ведьма, убивающая девушек из расчета обретения вечной молодости, скорее говорит о напряженных отношениях с какой-то из женщин. И тут, как говорил Фрейд, любой из женских архетипических образов все равно говорит о матери.
Впрочем, оставим, австрийского аналитика в покое и придумаем для злодея причину чинить пакости и ждать своей смерти в одиноком логове на самом краю волшебного леса, или куда вы там его поселили.
Помощники
Если в сказке есть злодеи, то в ней, как правило, должны быть и помощники. И чем больше неприятностей на пути к желаемому предмету или главной битве встречает герой, тем больше добрых волшебников, колдунов, белочек или ангелов должен герой встречать.
Если помощников в сочиненной сказке нет, значит, ее автор, скорее всего в жизни рассчитывает только на себя. Закусив удила и собрав волю в кулак, он ни за что не делегирует часть дел на плечи тех, кто искренне рад был бы предложить свою помощь. И если рук на все не хватает, а силы уже давно на исходе, то стоит начать с того, чтобы добавить в свою сказку несколько добрых друзей.
Если в бескорыстную помощь вы не верите даже на уровне игры, пусть ваш герой выполнит три задания, поможет донести хворост до жилища немощной бабы Яги и спасет зверя из страшной ловушки охотника, а за это получит в награду опыт и какое-нибудь волшебное средство.
К слову, выбор артефакта от дарителя тоже показателен. Скажем, сапоги-скороходы или ковер-самолет выбирают люди, которые отключают телефоны и вычеркивают людей из жизни навсегда. Обретенная волшебная палочка символизирует фантазии о возврате в прошлое с целью изменить свой выбор в поворотной точке.
Сказочники-фантазеры часто составляют планы, за осуществление которых так и не берутся, а в их словах можно нередко встретить фразы вроде “если бы я был в твоем возрасте”, “будь я спортсменом…” и так далее. Стоит ли говорить о том, кто предпочитает выпивать волшебное зелье, чтобы решить все свои проблемы?
Впрочем, в сказке нам пригодится любое волшебное средство и, будет здорово, если в ходе его получения герой еще и обретет какой-то навык, которого ему не хватает по жизни: удачливость, оптимизм, усидчивость, красивое и здоровое тело. В общем все, о чем вы только мечтаете. И вот такая улучшенная и обновленная версия вас самих определенно может решить при помощи волшебного средства решение той проблемы, которую вы вложили в сказку, победив злодея, который конечно же не спал и все это время продолжал чинить препятствия, захватывать земли и мучить невинных зверюшек.
Вот и сказочке конец
По правилам сказочного финала, грандиозное сражение должно быть сказочным апофеозом. На пути к нему главный герой должен воспользоваться всеми волшебными средствами, помощью завоеванных друзей и одержать блистательную, но непростую победу. Эта победа должна гарантировать разрешение проблемы главной, скажем, захвата королевства, заколдованного принца или принцессы, ну или, на худой конец, обретения рецепта вечного счастья и нескончаемой молодости.
Если сражение прошло, а какие-то проблемы, описанные в сказке как бы остались висеть в воздухе, значит сказочник определенно имеет соответствующую склонность в жизни – откладывать проблемы в долгий ящик. Поэтому мы сначала подводим черту под всеми задачами, объединяя их в лице злодея, а потом ведем своего героя в последнюю схватку. И пусть она будет зрелищной: летят камни, взрываются замки, огромный дракон с отрубленной головой летит вниз с обрыва. Не жалейте красок.
Ну и главный элемент сказочного финала – это пир на весь мир. Герой за свою победу заслуживает огромный праздник. Во-первых, этот элемент говорит об оптимизме, умении наслаждаться жизнью и справедливо оценивать свои результаты. Пир должен быть знатный. Такой, чтобы и по усам текло, и в рот попадало. В придачу за победу нашему герою полагается принцесса (или стройный моложавый богатырь с алмазным мечом наперевес), с которой герой играет свадьбу. И из подчиненного положения принц или принцесса, которых отправляют из дома, становятся полноправным правителем тридесятого царства.
Вместо эпилога
Подводя черту под всем вышесказанным, хочется обратить ваше внимание на тот настрой, который вы получите после рассказанной истории. Если сказка удалась, ее автор ощущает прилив сил, настроение его улучшается, и хочется что-то делать в реальной жизни. Это главный показатель работающей терапевтической истории. Запишите удачный вариант и перечитывайте его в минуту невзгоды, дополняя его новыми деталями и задачами.