Сказка как таблетка от проблем
Сказки могут творить настоящие чудеса — помогают избавиться от детских страхов и вредных привычек, избежать скандалов и капризов.
Писательница Анна Кашина, пытаясь решить проблемы собственного ребенка, бросила работу, пошла изучать клиническую психологию и психоанализ и начала писать терапевтические сказки. Сегодня, разработав собственный подход к сказкотерапии, Анна помогает многим семьям решать проблемы с маленькими детьми.
— Почему вы начали писать сказки?
— Выйдя в декрет со вторым сыном, я столкнулась с тем, что мой пятилетний сын от первого брака тяжело переживает случившийся незадолго до того развод и предстоящее пополнение в семье.
Он дрался, перестал слушаться, бросался вещами… Кроме того, в садике ему попалась не совсем адекватная воспитательница. Однажды, вернувшись из командировки, я узнала, что моего ребенка в педагогических целях привязали шарфом к скамейке и угрожали, что позвонят маме, чтобы за ним не приходила, потому что никто не хочет, чтобы у него был ребенок, который так ужасно себя ведет. В общем, совместными усилиями ребенка довели до невроза, и он начал заикаться.
Обойдя энное количество специалистов — психологов, логопедов и реабилитологов, — я поняла, что лучше всего детям могут помочь только собственные родители. Начала с себя, привела свой эмоциональный мир в порядок, а потом начала рассказывать сказки, которые были направлены на коррекцию нежелательного поведения. И с интересом обнаружила, что мой непоседа, который раньше даже и слушать не хотел мои нравоучения, с интересом внимает моим сказкам.
Ну, например, рассказывала ему про маленького непослушного мальчика, который жил в сказочной стране и из-за того, что плохо себя вел, превратился в дракона. А потом, когда сделал доброе дело, снова превратился в человека и обрел родителей. Была у нас и сказка про двух львят, которые были братьями и очень дружили. Естественно, что он провел некоторую параллель со своей ситуацией. Ведь проблемы с принятием младшего братика и в его жизни были весьма острыми…
Лучший доктор — мама
— Как вы работаете с чужими детьми?
— Я работаю скорее не с детьми, а с родителями. Конечно, я беседую с малышом. Но основная работа — это работа с его мамой. Когда с малышом занимается мама, она может ежедневно отмечать малейшие нюансы изменения в детской душе. Да и истоки большинства детских проблем, как правило, кроются в самих родителях. Именно они невротизируют ребенка своими педагогическими находками, вроде ремня и железобетонного «я кому сказала?!». С ребенком нельзя работать методом «кто кого переупрямит».
— А какие детские проблемы можно решить с помощью сказок?
— Потрясающе рассасываются проблемы, которые должен решать сам ребенок: ну, скажем, ем чипсы или не ем, дерусь или нет, раскидываю вещи или навожу порядок.
Например, у нас со старшим сыном есть сказка про смешного маленького дракона Грязнокона, который приходит ночью к тем деткам, которые не складывают Lego, и съедает разбросанные кубики. Сын смеется, говорит, что никакого Грязнокона нет, но в комнате с тех пор почти всегда порядок.
Тут важно не запугивать ребенка. Можно создавать смешных сказочных персонажей (например, наш дракон маленький, прожорливый и смешно хрюкает), которые тем не менее отрицательны. А ребенок у меня в этой сказке рыцарь чистоты. Он помогает фее Чистюле. Кто из мальчиков не захочет быть рыцарем!
Как превратить беду в сказку с хорошим концом
— А как понять, о чем придумывать сказку?
— Попробуйте разобраться, почему ребенок дерется, боится темноты, пачкает штаны. Нарисуйте вместе с ним портрет семьи, поиграйте в ролевые игры и попытайтесь послушать, какие сюжеты он станет проигрывать. Любую беду можно превратить в сказочный сюжет с хорошим концом.
Недавно у меня в гостях была девочка. Ее родители развелись, и она очень сложно это переживала. Я рассказала ей сказку про принцессу двух королевств. В одном правила мама, а в другом — папа, а она была принцессой сразу в обоих. И все наладилось, потому что когда ты принцесса целых двух королевств — это здорово, а когда ребенок разведенных родителей — плохо.
— А как бороться с вредными пристрастиями детей, например, к чипсам, сладостям?
— Ребенок сам может отказаться от неправильной еды. Это в его компетенции. Например, скажите ему, что далеко-далеко существует фабрики, где злые ведьмы собираются и жарят эти чипсы. Они говорят: «Брах-барах-бумбурах!» — и у маленьких деток, которые едят эти чипсы, начинает болеть животик. Там же живет добрый волшебник, которого ведьмы посадили в темницу, и каждая съеденная пачка добавляет год к его заточению. Главное — рассказывать эмоционально, чтобы дите «видело» эту картинку. После чего, когда ваш ребенок будет просить чипсы в магазине, предложите ему: давай поможем доброму волшебнику? И ребенок будет чувствовать себя героем: он не просто от чипсов отказывается — он волшебника спасает.
Конечно, со временем дети забывают, поэтому сказки желательно повторять или сочинять новые на ту же тему.
Как научить ребенка не бояться
— А что можно сделать с детскими страхами?
— Все дети в период от пяти до десяти лет чего-то боятся. Это абсолютно нормально. Большинство малышей боятся темноты. Здесь тоже можно придумать сказку. Пусть в темноте у вас в комнате поселятся маленькие пушистые бояшки, которые любят играть в его игрушки, но впадают в ужас, когда ночью он просыпается. И бросаются в страхе врассыпную. Сложно бояться того, кто боится тебя.
— Недавно вы написали благотворительную книжку сказок для деток, больных целиакией. Но ведь эта болезнь точно не лечится сказками…
— Книга написана не с целью вылечить болезнь. Она помогает деткам принять свою особенность и гордиться собой, а не чувствовать себя больными. Если есть возможность подарить маленькому человеку такое ощущение — значит, жизнь определенно имеет смысл. И он заключается именно в этом.