Статья в газете “Вести сегодня”


Когда мы читаем детям народные сказки, то приходится много чего объяснять. Современные ребятишки никогда не видели лаптей, избушек, колодезных журавлей и т. п. Все эти предметы из повседневного быта давно переместились в область фольклора. Так, может, продукт народного творчества стоит заменить собственными фантазиями на современном материале? Об этом я спросила Анну Кашину, психолога, которая специализируется на детской клинической психологии и психоанализе. Совместно с учебным центром Balerss Анна cоздала проект по сказкотерапии, и ей есть что посоветовать родителям.

  • Наталья СЕВИДОВА
— Народные сказки нужны обязательно! — уверена она. — Дети, в отличие от взрослых, вплоть до десяти лет не различают воображаемый мир и настоящий. Даже если ребенок понимает, что Бабы–яги нет, в подсознании все равно есть сомнение: а может, она есть! И он реально боится книжного Карабаса–Барабаса и Кощея Бессмертного, и разных попуганов, драконов и прочих компьютерных персонажей, которых он видит на экране. И все эти герои и сюжеты откладываются в детском подсознании.

Вот мы слабо помним то, что было с нами до пяти–семи лет, — так, отдельные фрагменты. А куда делось все остальное? А оно все равно в нас сидит! И те сказочки, которые ты в детстве почитывал, сидят в психике в виде определенных сценариев. Поэтому так важно, чтобы сказки несли свет и добро и закладывали моральные ценности на будущую взрослую жизнь.

— Аня, но если разобрать по косточкам народные сказки, то они далеко не всегда несут добро и свет. Ну возьмем “Машу и три медведя”. Девочка залезала в чужой дом, напакостила и безнаказанно смылась. Ничего себе мораль!

— Мораль тут в другом: не ходи в лес — нарвешься на неприятности. Вообще толкование сказок неоднозначно. Про курочку и золотое яичко можно вообще написать целый философский трактат. Там же полное отсутствие логики! Сначала радовались, что курочка снесла золотое яичко, его били–били, не разбили, расстроились. А когда мышка разбила, начали горевать. Но в народные сказки заложены некие архетипы поведения, которые люди воспроизводят в своей жизни. Я например, была знакома с девушкой, чей облик и поступки соответствовали образу Красной Шапочки. Она вечно связывалась с сомнительными личностями и влипала во всякие истории.

Кроме того, сказочный фольклор — часть нашей культуры. Но сказки, которые мы придумываем сами, могут изменить поведение ребенка. На нашем тренинге мы показываем, как сочинять разные волшебные истории и с их помощью решать проблемы в воспитании ребенка.

— Ну приоткройте хотя бы чуть–чуть эти приемы…

— Допустим, ребенок в садике дерется, плюется, ломает игрушки. Если начнете читать ему мораль, через полторы минут он замкнется и слушать не будет. Потому что ему это неинтересно. Но когда ты начинаешь ему рассказывать сказку, которая вроде про него, а вроде и не про него, но проблемы схожие, он садится и с огромным интересом день за днем вас слушает и просит: “Ну мам, расскажи про того самого мальчика…” Этот сказочный мальчик — он сам, но в безопасных декорациях. В сказке все не так остро. Если ребенок писается в саду и над ним там смеются, говорить об этом родителям он не будет, это слишком болезненно. А в сказке похожую ситуацию можно спокойно проговорить, и это его не заденет.

Кроме того, импровизированные сказки — это разрядка эмоций. Малыш может посмеяться над проблемами персонажа, а по сути, над своими проблемами, если они смешно обыграны. Он может победить злодея, потузив подушку, или нарисовать свой ночной страх и порвать рисунок, или преобразовать этот страх во что–то другое.

Тем самым снимается невроз, зажатость. Малыш сам никогда не скажет: “Мама, знаешь, у меня так на душе наболело, давай поговорим…” Это взрослый может рефлексировать. А ребенок нет. Его спросишь: как дела в саду? Он ответит: хорошо! А почему подрался с ребятами? Не знаю! Маленький человек не способен высказать все то, что накопилось в его душе. Его психический аппарат к этому еще не готов. Но есть методы, которые позволяют эти детские проблемы вытащить.

Это успешно делают психологи, но вам не нужно быть специалистом, чтобы рассказать ребенку сказку. Нужно лишь знать, как это сделать: в какой момент, в какой форме и каком объеме… Так, чтобы и ребенка это увлекло, и чтобы результат был.

— То есть ваши тренинг — это такой мини–Литературный институт, где можно освоить навыки создания “сказочного” продукта?

— Существуют 38 схем конструирования сказочного сюжета. Взяв из них любые семь, можно построить любую сказку. Только персонажей придумать. Как — мы тоже учим. Злодеев тоже надо придумать, причем такими, чтобы ребенок побоялся: без страха сказка пресная. До 3–го класса дети боятся всего — темноты, пауков, вообще всего непонятного. Успешно выйти из этого периода страхов поможет сказка.

— В чем разница между хорошей сказкой на аудио— и видеоносителях и той, что рассказана вживую?

— Начнем с того, что время, которое родители сегодня уделяют своему ребенку, минимально. Мы приходим с работы, устали, включаем телевизор, ребенок его смотрит, а мы занимаемся своими делами. Но потребность в контакте с папой и мамой никуда не делась. Малыш хочет близости со своими родителями, с бабушками и дедушками. Причем не просто делить с ними общее пространство, а чтобы это время было направлено именно на него. Эта близость нужна для развития здоровой психики ребенка, чтобы впоследствии его не мучили комплексы: любят ли меня? Достоин ли я любви?

Сказка — это самый простой способ такой тесной связи. Во–первых, ты лежишь вечером с ребенком в постели, он чувствует себя в безопасности, готов к контакту и ждет продолжения вчерашней сказки.

— Это ж какая нужна фантазия, чтобы изо дня в день придумывать какие–то увлекательные коллизии…

— Существуют приемы, с помощью которых можно сделать сказку интересной. Один из них, как я уже сказала, — создание персонажа–помощника, очень похожего на вашего ребенка. У этого выдуманного героя те же любимые игрушки, герои мультиков, занятия. И ребенок чувствует: да он такой же, как и я! Это гораздо лучше, чем мультяшный супермен или смешарики. Ведь в маминых сюжетах разворачиваются события, очень похожие на те, что происходят в жизни самого ребенка. И он видит, как персонаж выходит из этих ситуаций. Сказка дает ему инструментарий для решения его проблем.

Развитие сценария обязательно нужно вместе проговаривать: ну, как ты думаешь, что он мог бы сейчас сделать? А кого он тут встретил?

Вовлекайте ребенка в процесс со–творения. Развивайте его воображение и смелость. Ему можно предложить самому придумать персонажей. Намного интересней слушать сказку, в которой он придумал часть героев и сюжетных линий. И если у вас хватит времени и терпения, вы можете еще и нарисовать иллюстрации к этой сказке.

— Такое со–творчество может развить и литературный дар?

— Оно дает ребенку на будущее колоссальный ресурс. Дети мыслят образами. Скорость образного мышления выше, чем абстрактно–логического. Почему японцы быстрее решают тесты и задачи? Потому что у них система иероглифического письма основана на образах. Слушая сказку и соучаствуя в ее придумывании, ребенок видит перед собой картинку. Еще он учится проговоривать сюжет. Не примитивно: вот он пошел, а тот его — дыщ! Что такое дыщ? Нет, ты давай объясни, что между ними произошло. Что сначала, что потом, чем закончилась? Это развитие навыков пересказа.

Спрашивайте ребенка: “Ой, а что–то я не помню, чем там вчера дело кончилось”. Или: “Как ты думаешь, что с ним случилось? А кого он стукнул, где спрятался ? Ах да, помню… Ну и вот…”

Подводите к этической оценке: “А как ты думаешь, почему он так поступил, почему все так закончилось?” Тем самым вы развиваете его способности к анализу ситуации. Для младших классов школы это как раз то, что надо. Ведь в школе ребенок получает огромный объем информации, которую ему надо как–то осмыслить, проанализировать, рассортировать и уметь ее выразить. Многие младшеклассники просто не обладают этим навыком и начинают отставать. А первые три класса закладывают отношение вообще ко всей учебе впоследствии.

И кроме того, дети, у которых есть вот такие часы безопасности и близости с родителями, растут более добродушными, спокойными, открытыми, коммуникабельными.

Вечерняя сказка — очень важный ритуал, ребенок ждет его: как бы мама весь день ни была занята, вечером она к мне придет и будет рассказывать очередную волшебную историю. И эти минуты мама будет только моей — не с телевизором, не с компьютером, не с телефоном — а только со мной!

Через сказку ребенок привыкает общаться с родителями, делиться с ними тем, что у него в душе творится. Тогда и в сложном подростковом возрасте с ним не будет проблем.

“Вести Сегодня”, № 25.

Leave a Reply

Your email address will not be published.