Узнайте все о том, какие волшебные истории мамы должны рассказывать детям, а жены – мужьям! Сказки отучают малышей от дурного, возвращают здоровье и уверенность взрослым, а также – словно чудом приводят в семьи любовь.«Сказка – прекрасный способ объяснить своему ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо. Но и для взрослых людей притча – это возможность исследовать самого себя. Волшебные истории, которые пишет о себе человек, могут открыть ему тайны собственной судьбы и подсказать, как наладить жизнь!» – считает латвийский сказкотерапевт Анна Кашина. Анна пишет сказки, обучает этому родителей и детей, проводит мастер-классы и тренинги.
ИНСТРУМЕНТ ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ
– Сказкотерапия – это особый метод в арсенале психолога. Наравне с песочной игрой и арт-терапией он позволяет работать с клиентами при помощи волшебной метафоры. Чем младше человечек, тем большее значение в его жизни имеет сказка, но взрослым людям сказка тоже очень помогает.
Что до детей, то научно доказано, что ребенок может оставаться внимательным примерно столько же минут, сколько ему лет. Это значит, что в годик ребенок будет вас слушать минуту, в два года – две минуты и так далее. Если вы не заинтересуете его за это время, то он переключится на более важные вещи.
«Ты вообще меня слушаешь?» – спрашивает мама, которая видит, что внимание малыша «уплыло». Иногда это раздражает родителя, он начинает кричать. Но толку мало! Ребенок от крика не становится внимательней, он просто замирает от страха и ужаса. Такова особенность детской психики.
Все эти особенности говорят о том, что лучше говорить с ребенком на особом языке, языке сказки. Если просто запрещать есть конфеты – ребенок будет есть их исподтишка. А если объяснить ему вред сладостей при помощи сказки, то он сам сделает верный вывод.
СЛОВА И ОБРАЗЫ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ
– Cказки способны учить и взрослых. Например, существует специальный вид сказок – бизнес-притчи. Это способ рассказать о важных вещах, используя рабочую метафору. Помните анекдот с бананами?
Мужик сидит под деревом и ест бананы. К нему подходит другой – говорит: «Ты чего тут сидишь? Набрал бы лучше бананов, пошел на рынок, продал, получил прибыль».
Тот ему: «И что?»
«Ну как это что? Нанял бы работника, платил бы ему зарплату, потом уже он бы на тебя работал, бананы собирал и продавал».
«И что?»
«Да как что? На эти деньги потом бы уже фирму открыл, уже много людей бы на тебя работали, им бы платил зарплату, а у тебя прибыль увеличивалась».
«И что дальше-то?»
«Ну как что дальше? Сидел бы под пальмой и ел бананы, ничего не делая».
«А я что делаю?»
Вот вам история про то, что совсем не обязательно пройти через большие трудности, чтобы чего-то достичь. Иногда надо просто что-то взять и сделать сразу.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
– В детстве я жила в деревне в Алтайских горах. У девочек там не богатый выбор: быть либо доярками, либо телятницами. Спрашивают меня в школе: «А ты кем будешь?» А я им: «Буду писателем». Для этих людей это было что-то сродни тому, что я в космос полечу. Потом я уже засомневалась – может, зря я это ляпнула? А в конце года девочки-одноклассницы ко мне подошли и говорят: «Ань, ты когда станешь писателем, ты наше Топольное когда-нибудь вспомнишь?» Понимаете, они-то в меня поверили! Значит, и мне надо было как-то соответствовать. Писала, сочиняла, работала 12 лет в журналистике, и до сих пор бы, вероятно, зарабатывала на жизнь «литературой на бегу», если бы не воля случая.
В психотерапию меня привела личная необходимость – сын в результате несчастного случая в детском саду начал заикаться. Несмотря на работу с логопедом, логоневроз не уходил, и тогда я решила получить соответствующее образование в Санкт-Петербурге.
Когда твой малыш заикается – это просто страшно. Ты сразу представляешь его взрослым человеком, который пытается познакомиться с девочкой и теряет дар речи. Или отчаянно пытается заговорить на важной конференции и не может переступить через первую букву. А раз дело серьезное, то к коррекции надо подходить с нескольких сторон.
Прежде всего заикание – это невротическая реакция. А невроз только сказками не вылечишь, тут нужна и помощь логопеда и терапия. Но нам на помощь приходит и сказка, героем которой является мальчик, у которого злая ведьма забрала голос и он, подобно воинам-самураям, должен приходить во внутреннее спокойствие, чтобы разбивать страшное проклятие колдуньи. Учитывая, что сказки даются мне легко, эта тема то и дело всплывает в нашем вечернем ритуале. Особенно, если ребенок находится в стрессовой ситуации и начинает тянуть первую гласную, что свидетельствует о возвращении невротической симптоматики.
СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
– Cказки в моей жизни так или иначе присутствовали всегда. Я их сочиняла просто как мама. Надо идти к зубному – придумываем сказку детям о каком-нибудь старом страшном и мохнатом кариесе, пожирающем зубы. Летим куда-то далеко и в аэропорту очень хочется есть, а надо долго ждать пересадки – и вот я уже рассказываю малышам сказку про какого-то героя, который скушал 40 человек… и корову, и быка. А потом уже смотрю – а вокруг меня собирается куча других детей и взрослых, и все слушают – им интересно!
Иногда именно взрослые люди – это самая благодарная аудитория для сказок. Психологу надо только найти верный образ, чтобы заинтересовать своего клиента и помочь ему.
Вот, к примеру, сказка про гусеницу, которая всю жизнь занимается только тем, что ест. Она прогрызает за жизнь кучу яблок, весом в 100 раз большим, чем ее тело. Копит и перерабатывает, чтобы в какой-то момент окуклиться и стать бабочкой.
Такая сказка однажды помогла одной женщине. И для нее именно сравнение с гусеницей, которая долго работала над собой, чтобы стать прекрасной бабочкой, оказался терапевтическим. «Я – будущая бабочка, и я прекрасна», – повторяла она себе.
Но это не значит, что эта история годится для вас. У каждого человека – свой образ на каждый случай. Для кого-то в сказке нужна бабочка, для кого-то принцесса или вообще ведьма, а кому-то требуется карманный воин, чтобы доставать его на сложных переговорах.
Работает сказка и в личной жизни. Как? Все мы в детстве делаем много глобальных выводов. К примеру, если папа в детстве был со мной холоден, то я переношу это на взрослую жизнь и считаю, что все мужики «отстраненные сволочи», и так и живу с этим сценарием. Если меня в детстве наказывали – я начинаю думать, что мир небезопасен.
Очень важно обнаружить эти свои глобальные установки. Альфред Адлер, основатель индивидуальной психологии, разработал метод анализа ранних воспоминаний. Для этого вам понадобятся хотя бы три самых ранних воспоминания. А лучше – пять или десять. Подробно опишите, где вы были, что видели, что чувствовали и какие выводы сделали. Даже не будучи профессионалом, вы сможете уловить лейтмотив повествования. Бывает так, что все записанные истории рассказывают об одном. Случаи разные, а ребенок делает из них один и тот же вывод, которым и пользуется всю жизнь.
Установки человека показываются и в сочиненных им сказках. Это отличный способ познакомиться со своим внутренним миром! Проверьте, кого вы выбрали главным героем, во что его одели, какие трудности он претерпевает? Например, если он живет один – то почему один, без семьи?
Как правило, в сказках герой уходит из дома, чтобы решить какой-то вопрос. Разберитесь, какой вопрос решает ваш герой? Куда он отправился? Какие препятствия стоят у него на пути? Поверьте, вы лучше поймете себя.
ГОТОВЫЙ ШАБЛОН ГОЛЛИВУДСКИХ СЦЕНАРИЕВ
– Когда я хочу узнать, что происходит с человеком, и прошу для этого написать сказку, то предоставляю ему свободу. Чем больше внутреннего материала попадет на страницы – тем лучше. Далее психолог вместе с автором может осторожно поискать какие-то знаки на этой волшебной территории.
Во время обучения родителей на мастер-классе по сказкотерапии я обязательно даю большое количество разных схем того, как запустить, как продолжить, вовлечь в сказку. Ведь маме надо с чего-то начать процесс сочинения. Очень важна четкая структура: пошел, пришел, нашел, и что из этого вышло. У меня есть целая система из опорных карт, чтобы облегчить процесс. А бывает так, что даю группе 40 вариантов начала сказки, и они выбирают один и придумывают свой финал для волшебной истории.
В Интернете есть карты сказочных функций исследователя Проппа. Я все их систематизировала и теперь смеюсь, что у меня есть готовый шаблон создания голливудских сценариев. Вот появляется даритель, а вот враг обнажает свой меч, а вот и финальная битва, готовы? Знаете, как героя в блокбастерах планомерно избивают, любой другой уже бы давно не выжил, но вот он встает, этот «Крепкий орешек» и наконец начинает побеждать. Знакомый элемент драматургии? Вот и в сказке так: и бились они три дня и три ночи. Но на то она и сказка, чтобы в ней всегда был хороший конец.
КАК ТРАКТОВАТЬ СВОЮ СКАЗКУ?
– Само по себе письмо для человека уже является терапией. Написал что-то и вроде как поговорил с умным человеком. Бывает, перечитав сочиненное, диву даешься: что бы не происходило в твоей жизни, ты отвечаешь на это одинаковыми чувствами и поступками. Иногда человеку достаточно это осознать, чтобы началось его внутреннее исцеление.
Если сказки сочиняет ребенок, мама может сама их трактовать, потому что всегда чувствует своего ребенка. А вот с конкретным вопросом мама может обратиться к психологу. К примеру – «Почему мой ребенок сочиняет постоянно сказки, где убивает своих героев через повешение?» Психолог поможет разобраться.
Если вы пишете сказки, в которых много грусти, хорошо бы проанализировать – а что вам в этой печали? Можно попробовать потом ее уравновесить. Приоденьте своего героя получше, дайте ему бескорыстных помощников. Попробуйте обогреть своего внутреннего героя и проанализируйте, как будете чувствовать себя после этого? Как изменится настроение? Если вы испытываете энергетический подъем от этих изменений, то все сделано правильно. Ведь сказка должна вдохновлять человека на подвиги в настоящей жизни.
НАЧНИТЕ С МАЛОГО
– Я веду родительские классы ребенковедения, на которых рассказываю родителям про детскую и подростковую психологию. Ведь для начала родителям хорошо понять, что такое ребенок. В некоторых семьях сначала надо наладить режим дня, убрать в сторону планшет, последить, чтобы ребенок поел, высыпался. Если ребенок голоден, то какая тут сказка?
Процесс создания сказки обычно начинает мама, а потом вовлекает в него ребенка, задавая ему вопросы: «Кто был его друг? Какой он? Откуда он взялся?» А на следующий вечер можно притвориться, что ты позабыла, о чем рассказывала и спросить у ребенка, а кто там был другом главного героя? «А что там было дальше, я не помню?» И пусть ребенок напомнит, и возможно он вам расскажет совсем другую сказку, которая сильно отличается от вашей.
У ребенка мало навыков и при помощи сказки надо давать ему инструменты, предлагать варианты поступков в тех или иных ситуациях. Когда мой сын обижал девочек, я придумала историю про мальчика, который из-за несносного характера превратился в дракона. Сын не хотел становиться драконом и сам поменял свое поведение. Или, например, в другой сказке появился у нас дракон-Грязнокон, который питался разбросанными игрушками. Порядок в детской сразу был восстановлен. Дракон-то улетел, но вдруг вернется?
Популярна у нас в семье сказка и про Буржуя, который хотел обогатиться за счет доверчивых детишек. Берет Буржуй старые покрышки от машин и начинает их варить, потом добавляет туда краски и много-много сахара – и получается у него из этого жвачка, чипсы и кола – словом, вся «мусорная» пища. А все получается таким красивым и ярким, потому что в заточении у Буржуя сидит художник, из которого он выкачал всю волшебную силу и поместил в трехлитровую банку. Теперь мы спокойно и без криков проходим мимо стенда с чипсами, колой и жвачками.
ЖЕНСКИЕ СКАЗКИ
– Для взрослой женщины главное – при помощи сказки найти «свою» внутреннюю женщину, – говорит Анна. – Она или Артемида, охотница на коне, которая все может сделать сама, или наоборот – очень домашняя, теплая и уютная мама с пирогами, или такое нежное и хрупкое создание из серии «как страшно жить», или мудрая особа, к которой все приходят за советом.
Время от времени мы пробуем все эти роли в зависимости от настроения и других факторов, но сказку мы всегда пишем из состояния «здесь и сейчас». Поэтому именно сказка лучше всего нас открывает.
У нас всех множество женских образов внутри – есть и мудрая старуха, и женщина, бегущая с волками, сильная и смелая. И мы это понимаем и можем добавить к себе настоящей тот образ и другой, и третий. Добавляя эти образы в сказки, мы можем изменять и свою жизненную ситуацию.
СХЕМА ЖЕНСКОЙ СКАЗКИ
– Схема сказки для женщин, да и для мужчин, проста. Это героиня, которая выходит из дома для решения своей проблемы. В ходе ее решения она должна найти друзей, помощников, учителя, дарителя, который что-то даст взамен на выполнение поручений. Когда ты пройдешь уроки дарителя и чему-то научишься, то получишь свой долгожданный приз.
Для мужчины сказочной наградой может быть женщина, а для женщины – мужчина. Для мужчины жена и тридесятое царство очень важны как символы обретения взрослости. А в женском варианте это замужество и ребенок, как символ способности позаботиться о ком-то, в том числе и о себе самой. Это тоже обозначает способность к взрослению.
Замужним дамам я советую время от времени радовать своих мужей сказками для взрослых. Игры для взрослых никто не отменял. А очень важной составляющей семейной жизни считается либидо. Муж только обрадуется, если получит сказку о том, как жена его хочет. Наверняка он решит воплотить в жизнь то, что прочтет в вашей сказке. Так что дерзайте!
А еще придумывайте сказки всей семьей, и может быть – игры. Вот, например, мы всей семьей любим настольные игры. Вечер с настольными играми – это лучший для нас вечер. И мы вместе придумываем очень смешные истории, хохочем в голос и балагурим. Помните – сказка и игра – способ прикоснуться к вашей собственной душе и чувствам, к душе и чувствам вашего мужа и ребенка.