Из детской раздается приглушенный разговор. Какое-то время ты не обращаешь на это внимание, однако прислушавшись обнаруживаешь, что малыш кому-то явно отвечает. «Солнышко, что это ты тут делаешь?» — удивленно спрашиваешь ты у ребенка. «Ничего», – смущенно объясняет он, – «Мы тут играем». Стоит ли беспокоится, если у малыша завелся воображаемый друг?
Когда беспокоиться не надо
«Мой мишка тоже хочет каши», — просит трехгодовалый малыш, усаживая своего плюшевого товарища на соседний стул. В младшем возрасте способность одушевлять свои игрушки, заботиться о них, кормить и укладывать спать – это хороший показатель. Любимый друг может быть плюшевым зверем, маминым халатом или детским одеяльцем, в которое он будет заворачиваться в трудных ситуациях. Дональд Вудс Винникот всемирно известный психолог назвал такой «талисманчик» переходным объектом, который помогает детям не только успокаиваться, но и превратиться из связанного с матерью младенца в самостоятельного человека.
Опубликованно в журнале Люблю!
Привязанность ребенка к переходному объекту не является признаком слабохарактерности или неуверенности в себе, что бы ни говорили мифы, утверждающие обратное. У вас нет причин отбирать у ребенка такую вещь. В действительности переходный объект может быть столь полезен, что, возможно, вы захотите помочь малышу выбрать что-нибудь подходящее и встроить понравившийся предмет в ритуал отхода ко сну.
Единственное о чем действительно стоит позаботиться – это возможное появление альтернативы, чтобы потеря игрушки или необходимость ее постирать не превращалась в трагедию.
Вводить второй объект можно постепенно: «А вот маленький котенок, он очень хочет подружиться с твоим мишуткой». Закрепляет подобную связь особый ритуал, скажем, каждый раз перед сном вы укладываете обе игрушки «спать» на полку особым образом или, напротив, даете возможность малышу уснуть в их компании.
Как правило, если верить теории психолога и философа Жана Пиаже, достигая школьного возраста малыш легко переключается из игровой деятельности в учебную, и его плюшевый товарищ теряет одушевленные черты и свою актуальность. Даже самый родной медведь Потап возвращается на полку и постепенно превращается в обычную, милую игрушку.
А что если он невидимый
Все наверное помнят историю о Карлсоне, который живет на крыше. Маленький одинокий малыш придумал себе друга, на которого он списывал все свои проказы и проступки. Подобным образом поступила и дочь главной героини фильма Шоколад, которую всегда и повсюду сопровождал ее кенгуренок Пафнутий. Психологи считают, что появление таких друзей может быть результатом недостаточного или чрезмерного внимания. Ну, с недостаточным, вроде все ясно. Родители заняты работой, няня и бабушка больше времени уделяют телевизору или скучным развивающим занятиям, а ребенок находит отдушину, погружаясь в мир своего воображения.
Однако бывает и наоборот, что любви (читай заботы, опеки, внимания) настолько много, что она как удавка на шее. Малышам, как и взрослым, нужно собственное личное пространство. И родительская ”оккупация” может заставить ребенка искать уединения в вымышленном мире, где у него есть возможность выбирать себе друзей по своему усмотрению, а не среди родственников и тех, с кем ему разрешили общаться мама и папа. Достаточно немного ”ослабить хватку”, признать, что твой драгоценный отпрыск тоже человек, личность и ему необходимо ”поле для маневров”, и призрачный друг исчезнет из окружения ребенка. Еще бы, ведь у малыша появятся свои, настоящие, из крови и плоти, друзья.
Очень часто «разыгравшееся воображение» свидетельствует о том, что у ребенка не хватает впечатлений в обычной жизни, а потому он инсценирует их во внутрипсихическом пространстве. Попробуйте уделять ему чуть больше времени: играть вместе в ролевые игры и мяч, ходить в кукольный театр и цирк, навещать друзей, где малыш может познакомиться со сверстниками. Не отказывайте ему в удовольствии провести с вами выходные или отпуск в другой стране. Возможно, что совместные занятия в родительском клубе или студии развития помогут малышу почувствовать себя любимым, нужным и важным. Получая радость из окружающего мира ему не будет нужды прятаться в своих фантазиях.
И уж конечно, стоит задуматься, если ваш ребенок сваливает все свои проступки на героя недавно просмотренной сказки. Возможно, привычное в вашей семье наказание за проступки, стало для него невыносимым. Казалось бы невинные шлепки по попе и эмоциональная изоляция: «иди и плачь в ванную, успокоишься, тогда приходи» могут в трудное для малыша время быть весьма травмирующим обстоятельством. А потому, прежде чем наказать фантазера, заявив, что никакая Пепи длинный чулок к вам в дом не приходила, остановитесь и вспомните о том, что никто и никогда не будет любить ваше маленькое чадушко так сильно как вы. Так стоит ли ругать его на чем свет стоит? Или в этот раз можно обойтись простым: «Эх, жаль, меня это очень расстроило…» Иногда спокойная, но искренняя реакция родителя может значить для малыша куда больше, чем негативный сценарий, который повторяется раз за разом, как страшный сон.
Надо ли бороться с фантомом
Особого толку убеждать ребенка, что – это все сказки, игрушка не настоящая, а воображаемый друг не реален, я, как детский психолог, не вижу. Согласны со мной и коллеги. Напротив, расспросите малыша по подробнее, что это за персонаж, какой он по характеру, что любит, а чего нет и почему он выбрал именно вашего ребенка в свои друзья. Из этого ответа вы сможете многое узнать о том, каким видит мир и себя самого ваш сын или дочь.
Не пытайтесь высмеять дружбу с Карлсоном. Проявите деликатность. Возможно, в том, что в вашем доме появился маленький домовенок есть и ваша заслуга. Вы можете помочь малышу, наливать ему молочко на блюдечко или предлагать всем вместе почистить зубы. Опять же, товарища по играм можно научить чему-то полезному: «Давай покажем, твоему Фисе как надо игрушки убирать», – предложила я как-то раз сыну Мише, со смехом рассказавшему мне о том, что это вовсе не он устроил «Легопад» во всем доме.
Пожалуй, единственный случай, когда и в самом деле стоит уделить этому вопросу особое внимание – это желание малыша полностью замкнуться наедине в своей фантазии. Если он не принимает никаких других вариантов времяпрепровождения, стремиться все время быть один, закрывается и часами беседует с «ангелами», стоит обратиться к психологу.
Только не надо сразу представлять себе всякие ужасы. «Чудовище за углом, может оказаться обычной ящерицей» — как говорил персонаж одной сказки. Вполне возможно, что у малыша есть тайна, он пережил какую-то травму или неприятность, о которой не может признаться вам. В таком случае, разрешить проблему лучше как можно скорее, чтобы малыш мог вернуться к обычной своей детской жизни.
Ну и, наконец, признаюсь тебе честно, дорогая моя читательница, когда я была совсем еще крохой, у меня, хоть и не очень долгое время, но все же был невидимый друг, появившийся под впечатлением от фантастического фильма «Навигатор». Его звали Эрик, он был инопланетянин. И ночью, когда родители спали, он приезжал на своей тарелке ко мне под балкон. Мы гуляли среди звезд, а иногда Эрик светил мне фонариком откуда-то из глубин необъятной вселенной. Собственно говоря, такой друг, вероятно, был не только у меня. Поднимите как-нибудь глаза ночью в бездонное, звездное небо. Тысячи фонариков невидимых друзей и сейчас светят одиноким детям с небес. Так стоит ли это вашего беспокойства? Или подобный сигнал является просто напоминанием о том, что какой-то маленький и очень любимый вами человечек отчаяно нуждается в вашем тепле и внимании?