“Как это бывает страшно, порою, проснуться от острого чувства беды. Открываешь один глаз в темноте, а пятка вылезла из-под одеяла. Того и гляди чудовище под кроватью ухватит тебя огромным склизким хвостом и утащит под кровать. Бежишь ночью из туалета, и радуешься, что тебя не съели”. – рассказывает мой маленький друг, чья мама обратилась за помощью. Мир ребенка, его мышление отличается от мышления взрослого настолько, что это маленькое существо, в буквальном смысле, живет на своей планете. Знаете ли вы, например, что облака и луна бегут за ним, когда он бежит, а солнце встает, чтобы разбудить именно его.
Неудивительно, что любая трагедия – землятресение, смерть бабушки, развод родителей и просто мамино дурное настроение случается не просто так, сами по себе, а в наказание за его детские шалости. Всю тяжесть мира несет он на своих детских плечиках.
Не важно, умеет ли он читать, обращаться с компьютером и цитировать наизусть детскую энциклопедию. В его комнате может спокойно сущестовать микроскоп и человек-паук, атлас анатомии и демон Василий, крутая тачка на радиоуправлении и говорящий паучок с детками под потолком. Я уж не говорю о посетителях в виде зубных фей, гномиков, драконов, деда мороза и пасхального зайца.
Когда же в дом этого маленького, светлого существа приходит настоящая беда, в черный цвет окрашивается вся его реальность. Развод родителей, смерть родственника, рождение брата или сестры, переезд, смена детского сада или школы, смертельная болезнь, насилие физическое или моральное способно разрушить этот хрупкий детский мир до основания. Если в мире нет четких границ между добром и злом, если он полон страхов, тревоги и непредсказуемого хаоса у родителя наступает горячая пора. Мало того, что нужно собраться самому, необходимо помочь своему малышу. К чему я это? Да к тому что беда случается рано или поздно в каждом втором семействе, а некоторые возрастные кризисы и вовсе закономерны для каждого из малышей. Они могут проходить острее или мягче, но, как правило, в этот момент ребенок становится сам не свой. И тогда есть два пути – раздражаться, кричать, наказывать малыша или попытаться ему помочь. Капризы, слезы и истерики не случаются просто так. Если он плачет, значет страдает, чтобы там не говорили любители манипулятивных схем. “Он орет, чтобы ты ему купила!” – говорит мне мама девочки пяти лет: “Как дала бы под зад!” Логично, ее саму лупили, ей стыдно, у нее проблема с самооценкой, а тут еще мелкое существо подрывает веру в то, что она хорошая мать. От боли и крика многие дети замолкают. Страшно же, когда самое любимое существо с истерическим криком принимается тебя бить “и шлангом ее лупила, пока рука не отнялась…” Я не говорю о том, что надо идти на поводу. Взять на руки, вынести из магазина, прижать к себе и ждать пока истерика не пройдет. Пожалеть, что не можешь исполнить все желания. Посучувствовать и… После прохождения кризисного момента наступает золотое время восприятия урока. И тогда ребенка можно взять на колени и рассказать ему сказку. Сюжет ее может быть построен вокруг любой ситуации, герои взяты из любимых книг и мультфильмов, главное соблюдать некоторые принципы:
– Главный герой того же пола, что и ребенок, но носит другое имя.
– У него есть черты вашего малыша. Скажем, он тоже любит мороженное и смешариков, а вечером ложиться спать при свете поющей звездочки. Ребенок должен “узнать” себя.
– Ситуация должна быть схожей, но ребенок в сказке поступает так или иначе не потому, что он плохой, а так вышло. Наслали чары злобные волшебники, что-то с ним случилось, от чего он стал вести себя так или иначе. Он ни в чем не виноват, то что он такой – заслуга взрослых. Какой же смысл наказывать его за то, что окружающий мир его сформировал именно так?
– Злодей в сказке должен быть побежден. Сделайте его комичным. Пусть страшный дракон будет толстым и мучаться желудком. Такого персонажа легко перевоспитать. Избавь от недуга – и он перестанет вредить. Его не надо бояться, ему надо помочь. Помните почтальона Печкина из Простоквашино: “Это пока у меня велосипеда не было, я был вредный…”
– У героя должны быть друзья и помошники. Даже в сказке ему не должно быть одиноко.
– В ходе повествования необходимо укреплять принципы, на которые опирается ваша жизнь. Скажем 10 принципов: “Не врать, не красть, не делать больно живым существам, не завидовать, не обзываться, не хвастаться, не жадничать, не лениться и не реветь, если не грустно по-настоящему” Для любителей позитивного настроя теже самые принципы можно для себя написать и без частицы не: “Дружить, помогать, заботиться, делиться, хвалить других, быть вежливым, учиться новому, радоваться и быть благодарным хоть за что нибудь один раз в день”. Эти принцыпы главный герой сказки не нарушает никогда. А в жизни им следует вся семья. Чтобы не случилось, есть правила, которые работают всегда и для всех. И эти правила сами создают границы, которые ребенок будет соблюдать. Сначала неприложные принципы, потом правила на их основе, а не наоборот. Почему нельзя ноги класть на стол? Потому что мы уважаем других, стараемся делать так, чтобы людям было приятно и так далее.
– Поступок ребенка в сказке должен иметь позитивный финал: “Он подошел к маме и сказал, я больше никогда не буду воровать игрушки в детском саду”.
– Сказка должна иметь открытый для ребенка конец. Если дите спрашивает вас: “а что случилось с тем щенком, дворником, волшебником?”, – значит что-то от этого персонажа присуще либо самому ребенку, либо вам. Продолжите сказку. Зкажите, что все было хорошо. Пусть этот персонаж как-то подружиться с главным, станет ему помогать. Следуйте за мыслью своего ребенка. Может он сам может предложить свой вариант. Задайте ему вопрос: “А ты как думаешь?” Если он вам выскажет свой страх: “Он умер. Он остался один”. Скажите: “А вот и нет, и завершите все хорошо”. Финал не должен быть провисшим. Сказка должна заканчиваться сегодня. Назавтра можно оставить книгу – свои сказки всегда доводите до конца. Никаких двойных смыслов и возможностей сделать вывод самому. Все должно быть просто: Негодяй – это негодяй. Хороший герой – точно хороший. Плохих перевоспитываем, хороших вознаграждаем. Мораль сказки должна быть выведена в одно предложение. Ну, например: “И тогда он понял, что больно живым существам делать нельзя”.
– Сказка должна нравиться. Пусть она будет смешной. Если вы не можите подурачиться и говорить чепуху, пусть это сделает какой-нибудь смешной друг главного героя или злодей. Знаете, какое место самое любимое у всех детей в “Чебурашке”? Где Шапокляк проглатывает мячик на резиночке и говорит: “А шубу-шубу-шубу-шубу-шу. Мясик”. Смех снимает напряжение и делает воспитательную сказку не такой занудной. Что веселит ваше чадо? Ну так вставьте это в свою сказку.
– Между литературным произведением и воспитательной сказкой есть огромная разница. Не надо витьеватых слов, предложений и терминов. Малыш должен понять все, что вы говорите. Вкус к книге и высокому штилю вы привьете позднее – Пушкиным, Некрасовым, Толкиеном, Астрид Лингрен, Марком Твеном, Крапивиным, Булычовым и другой классикой детской литературы. Никто из нас в одночасье не превратиться в выдающегося писателя. Да и не стоит перед нами, родителями, такой задачи. Наши сказки имеют свою цель – помочь малышу расти веселым, умным и хорошим человеком.
И напоследок, как сказочник сказочнику хочу поделиться с вами одним профессиональным секретом. Сказка должна строиться на любви. Если вы злы, раздражены, у вас плохое настроение ничего рассказывать не надо, сделайте паузу. Все ваши эмоции так или иначе выползут в ходе повествования. Досчитайте до десяти, выйдите умыться или принять душ на 10 минут. Вспомните – вот он родился, такой мокрый, беспомощный, в первый раз зевнул. Вот он впервые вам улыбнулся. Его первые шаги. Сколько радости и улыбок вы вместе пережили!” Успокойтесь, выпейте кофе, возьмите себя в руки и в тот момент, когда вы снова сможете уверенно сказать себе: “Я люблю этого кроху” берите его на колени, обнимайте и рассказывайте сказку. Эти минуты близости он запомнит на всю свою жизнь.