«Я работаю сказочницей…»
По закоулкам судьбы
Давным-давно, на заре моей взрослой жизни, познакомилась я с замечательным врачом тибетской медицины Виктором Матвеевым. И разговорились мы с ним о карме. Тема предопределенности человеческой судьбы меня интересовала всегда: почему одни быстро добегают до успеха в профессии и жизни, а другие еле плетутся и не могут дойти до цели, хотя и хотели бы. Виктор сказал: «Карма – это не то, что на тебя падает кирпич. А то, что ты сам не надеваешь каску, когда идешь на стройку». Я задумалась: какова же моя судьба? «Тибетский мудрец» спросил: «А что ты сама хочешь делать в жизни?» Тогда я занималась экономической журналистикой, была замом главного редактора в журнале «Коммерсант Baltic». Виктор назвал это мужской профессией и попросил подумать о моем женском предназначении. Тогда и родился мой спонтанный ответ: «Я буду писать сказки!».
Думаю, эта мысль роидлась неспроста. Свою первую книгу я написала в 8 лет – это была история диковинных лошадей, живущих на далекой планете. Я отдала свою рукописную книжку-тетрадку библиотекарю. В библиотеке, кстати, я жила. После уроков шла не домой, в свою не очень успешную семью, а в читальный зал и сидела за книгами до закрытия. Поэтому свой первый труд я отдала женщине, которую видела чаще отца и мачехи…
После школы я поступила на факультет журналистики – профессия привлекала меня возможностью общаться с самыми интересными людьми. Но ведь недаром говорят, что журналистика – это литература на бегу, и плох тот журналист, который не мечтает стать писателем. Но до реализации сказочной мечты у меня был долгий путь… Своего первого сына я родила «без отрыва от производства»: работала в газете, на ТВ и на радио, отдавала кредит – крутилась, как белка в колесе… Но с рождением второго сына я прекратила этот безумный бег. Детство проходит быстро, а твой трудовой подвиг на самом деле никто не оценит. Теперь я меньше доказываю что-то другим и больше слушаю себя. Тем более, что мой муж старается на все сто, полностью обеспечивая наше благополучие. Вот мы с ним и решили вкладывать в меня и наших детей. Теперь я учусь на психоаналитика в Питере, прохожу педагогический психоанализ и наконец-то – ура! — пишу сказки!
Не было бы счастья…
В психоанализ меня привело желание разобраться в самой себе, но главной движущей силой опять же стали сказки. Мне захотелось писать сказки не простые, а умные, которые могли бы корректировать поведение ребенка и выправлять его судьбу. Предшествовало этому драматическое событие. Мы поменяли местожительства и перевели сына в другой детсад. Кто же знал, что там работают люди, так странно понимающие систему воспитания!… Например, чтобы на прогулке новенький не сбегал, воспитатель связывала ему руки шарфиком и привязывала к скамейке. Мой малыш стал заикаться. Увы, нам не удалось добиться увольнения воспитателя (у дамы оказались полезные связи и ее даже повысили до замдиректора), но не это главное. Главная беда была в том, что логоневроз как заболевание мог остаться на всю жизнь. Я бросилась по врачам. Нам безумно повезло с логопедом, помогали психологи и реабилитологи. Именно в этот сложный период на помощь нам пришли сказки.
Что такое хорошо и что такое плохо мы с сыном познавали благодаря сказочным героям. Однажды я увидела, как он разрушил песочный замок, построенный другими детьми – так родилась сказка про муравья и термитов. Хороший муравей построил дом, а термиты пришли и разрушили его. Потом случилось наводнение, муравей простил термитов и укрыл их в муравейнике. Спрашиваю сына: ты муравей или термит? Конечно, муравей. Тогда почему ты ведешь себя, как термит? «Нельзя» пятилетка встретит решительным «нет!», а отождествить себя с положительным героем захочет обязательно.
Для случаев, когда сын на кого-то злился или обижал девочек, я придумала сказочного мальчика, который из-за своего дурного характера превратился в дракона. Миша решительно не собирался становиться драконом и сам менял свое поведение. Жил у нас дома и Дракон-Грязнокон, который съедал разбросанные игрушки. Поэтому спартанский порядок в детской стоил мне не физических усилий, а легкого полета фантазии.
Популярна у нас сказка и про Буржуя, который хотел имть кучи денег и решил обогатиться за счет доверчивых детишек. Берет Буржуй старые покрышки от машин и начинает их варить, потом добавляет туда разные краски и много-много сахара – и получается у него из этого жвачка, чипсы и кола — словом, вся «мусорная» пища. А все получается таким красивым и ярким, потому что в заточении у Буржуя сидит художник, из которого он выкачал всю волшебную силу и поместил в трехлитровую банку… Меня, как Остапа, несет – у сына круглые глаза, он ждет продолжения. Между тем, чипсов мы не купили, да и мимо сникерсов прошли… А у кассы, где стоят лимонады, Миша громко выдал: «Кока-кола — это буржуйские проделки!» Очередь сложилась пополам от смеха. Кстати, противный Буржуй прекрасно работает и с другими детьми – проверено!
Когда все герои и детали сказки «отшлифованы», можно ее записывать и по ходу дела вносить коррективы. Скажем, чтобы ребенка не напугать, злые герои должны быть комичными. Известно же: счастье в детстве в том, что ты ночью сбегал в туалет, и тебя не съели.
Иногда мне приходится переделывать известные сказки. Например, история волка и семерых козлят Мишу пугала. В моей версии коза возвращалась домой и делала волку под наркозом операцию. После чего он исправлялся и больше козлят никогда не ел! Если ребенок чувствительный, любая мама сможешь адаптировать для него «опасную» сказку. Но есть такие книжки, которые из нашей детской библиотеки исключены. Например, «Сказки дядюшки Римуса» про кролика, который обманывает, крадет, черт знает что делает! А ребенок склонен все повторять, для него сказка – не «ложь, в которой намек», а руководство к действию. И как мне сыну объяснять, почему кролику хулиганить можно, а ему нельзя? Сама я обожаю «Вредные советы» Остера, но читать их Мише пока повременю.
Вся наша жизнь – сказка
На мой взгляд, сказкотерапия – это прекрасный инструмент и для взрослых. Когда человек начинает работать над собой, он допускает мысль, что существует другая реальность. Вот живет женщина, ей под сорок, она пашет по 12 часов на работе, ни света белого, ни своих детей не видит. Ее уже тошнит от такой жизни. При этом она осознанно избегает той судьбы, о которой когда-то мечтала: замещает ее карьерой, новым образованием, спортом… Но возможен и другой вариант. Твоя жизнь – это стратегическая игра. А ты – это персонаж с набором определенных качеств. Что-то тебе дано от природы, что-то ты должен в себе воспитать. Как ты будешь это делать, зависит от тебя. Как в сказке: налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь -клад найдешь. Ты можешь руководить персонажем и творить собственную сказку. Как это сделала я. Жила-была Анна Кашина и решила она стать сказочницей. Какой она будет, во что будет одета, какие вещи будут ее окружать? Я ответила для себя на эти вопросы. Развесила по стенам свои картинки к сказке. Штаны из моего гардероба исчезли – остались только платья, появились интересные украшения, павлопосадские платки и хрустальные туфли. В моем доме поселились удивительные персонажи и вещи… Я сама создаю свой сказочный мир.
Хочешь и ты быть принцессой или богиней? Так будь ею! Только придется вести себя, как принцесса, одеваться, как принцесса – создавать образ каждый день. Подбирать к новому образу аксессуары, мебель, мужа… Я смеюсь, конечно. Но в каждой шутке есть доля правды. А каждая сказка может стать былью.
Благое дело
Сказки Анны Кашиной можно почитать пока только на сайте www.skazki.lv. Сейчас она занята подготовкой к изданию книги сказок для детей, больных целиакией. «Для меня важно стартовать именно с благотворительного проекта. Мой ребенок успешно вылечился от заикания. Хочу, чтобы и другие дети имели возможность победить свои недуги таким замечательным способом, как сказка. Может, эту статью увидит издатель, который захочет помочь латвийским малышам. Надо напечатать всего 1000 книг — и жизнь детей станет с намного светлее!»
Виктория Лякишева, журнал Люблю! за июль 2010
Уважаемая Анна! Спасибо Вам за интересный и полезный сайт. По образованию я журналист и психолог. Сейчас попала в очень неприятную ситуацию на работе. Есть такое понятие в психологии – мобинг. Это то, что случилось со мной.Очень хочу попробовать себя в сказкотерапии.
С глубокой благодарностью Елена Болонкина.